Досудебное банкротство граждан

Досудебное банкротство граждан

С 1 сентября 2020 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 г. №289-ФЗ, позволяющий гражданам, имеющим долги на сумму от 50 000 до 500 000 рублей, признать себя банкротом в досудебном порядке путем подачи заявления в МФЦ по месту своего проживания, т.е. постоянной или временной регистрации.

Как долго длится процедура банкротства?

Процедура банкротства длится 6 месяцев, по истечению которых вы будете освобождены от дальнейшего исполнения обязательств перед кредиторами, указанными вами в списке при обращении в МФЦ. Поэтому в ваших интересах представить достоверную и полную информацию о денежных обязательствах и кредиторах.

Как определяется размер долга?

Общий размер ваших денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, должен составлять не менее 50 000 рублей и не более 500 000 рублей, в составе которых:

а) учитываются:

размер денежных обязательств, в том числе

- размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;

- суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

- размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;

- размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением

обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью,

обязательств по выплате компенсации сверх возмещения вреда,

обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности

обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций;

б) не учитываются:

- подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени);

- проценты за просрочку платежа;

- убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства;

- иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей;

Какой документ является обязательным для процедуры досудебного банкротства?

На дату подачи заявления в МФЦ должно быть вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (независимо от объема и состава требований взыскателя) и не возбуждено иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю.

Информацию сотрудники МФЦ проверяют в Банке данных исполнительных производств.

Если в банке данных не содержатся сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", или при наличии сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в банке данных в исполнительном производстве содержатся сведения об исполнительном производстве, возбужденном после даты возвращения исполнительного документа взыскателю и не оконченном или не прекращенном на момент проверки сведений, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в течение трех рабочих дней возвращает гражданину поданное им заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке с указанием причины возврата.

Какова форма заявления о досудебном банкротстве и списка кредиторов?

Форма, порядок заполнения и подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, как и форма списка кредиторов, утверждаются регулирующим органом. Это означает, что документы не составляются в свободной форме по вашему усмотрению и скорей всего вам потребуется помощь специалистов.

Каковы последствия банкротства?

1. Сведения о вашем банкротстве будут внесены в течение 3 рабочих дней в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве при признании заявления приемлемым;

2. Вы не вправе в течение срока процедуры внесудебного банкротства совершать сделки по получению займов, кредитов, выдаче поручительств и иные обеспечительные сделки;

3. Вы обязаны в случае поступления в течение срока процедуры внесудебного банкротства в вашу собственность имущества (в результате оспаривания сделки, принятия наследства или получения в дар) или иного существенного изменения вашего имущественного положения, позволяющего полностью или в значительной части исполнить свои обязательства перед кредиторами, указанными в списке кредиторов, в течение пяти рабочих дней уведомить об этом МФЦ.

Нарушение данного требования позволит кредиторам обратиться в суд с заявлением о признании вас банкротом, как указанным вами в списке, так и неуказанным;

4. Вводится запрет на удовлетворение требований кредиторов (за некоторыми исключениями).

5. Не подлежат начислению неустойки, штрафы, пени, другие санкции и проценты по большинству обязательств.

6. Приостанавливаются взыскания по исполнительным документам. Исключение - алименты.

7. При завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина, исключенного из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей менее чем за один год до подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, применяются последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом, предусмотренные статьей 216 Закона о банкротстве.

-------------------------------

Остались вопросы? Запишитесь на консультацию.

Будем рады оказать юридическое сопровождение вашего дела на стадии рассмотрения в суде и исполнения.

Адвокат

Татьяна Третьяк